I've got something to believe in
Black & White вышла не так уж давно, - весной 2001 года. Широко разрекламированный симулятор бога, к тому же осененный именем Питера Молинье (Peter Molyneux), априори внушал почтение и обязывал раскошелиться. Выбора у нас не было, и многие тогда обзавелись заветной черно-белой коробочкой. Игра оказалась роскошной. Почти полтора миллиона строк кода программисты прямо-таки до отказа нашпиговали поразительными новациями и гениальными находками. Могучий интеллект разработчиков впечатлял даже видавших виды ветеранов. Но имелся и скромный недостаток - выяснилось, что настоящим богом в B&W остается студия Lionhead, а игроку позволены только забавы вроде сытного ужина из пейзан или разгрома местной деревни. И ведь никак не получалось забыть, что имеешь дело с гениальным творением, - при необходимости на экран тут же выпрыгивала очередная «супер-фишка-которой-вы-еще-не-видели!». В результате немало игроков, отдав должное гению Молинье, навсегда покинуло блистательную игровую вселенную. Однако нельзя сказать, что мы совсем не ждем Black & White 2. Хороший полицейский, плохой полицейский Одним из главных достоинств B&W является возможность реализации почти любых желаний пользователя, каким бы вредным и пакостным он не был по природе. Хотите - бросайте крестьян в воду и сжигайте дома, заботливо погружая подведомственный мир в кошмар и ужас. Эдем начнет чернеть и мрачнеть, завянут практически все помидоры, и в конечном итоге вы окажетесь в самом настоящем аду. Зато, заметьте, в аду, созданном собственноручно. С другой стороны, можно помогать своим подданным всеми доступными способами. Лечить, строить, работать в поле, за пивом бе… хотя, это уже из другой оперы. В общем, если быть белым и пушистым, то народ станет радостным, а мир - солнечно-голубым. Добрым богам даже обещают настоящие цветники. В этом плане B&W 2 определенно порадует радикально настроенных небожителей: контраст между добром и злом заметно усилится. АДминистрация Итак, нам снова предлагается занять вакантную должность божества на отдельно взятом острове с возможностями расширения госграниц. Куда вести свой народ, понятно - туда же, куда тянет нас самих. Средств управления всего два, но они весьма действенны. Первое - курсор в виде руки, с помощью которого можно творить чудеса в буквальном смысле этого слова, а заодно объяснять детям значение оборота «длань Господня» (правда, здесь в ее роли выступает технология TouchSense). Второе - наместник и выразитель нашей воли на Земле. Наместник является отнюдь не Папой Римским, а гигантским Существом. Окончательный ассортимент зоопарка пока неизвестен, но уже сейчас на скриншотах присутствуют медведь, корова, обезьяна, лев и тигр. Однако не стоит возмущаться - они, в общем-то, тоже эффективны. По-своему. Существо, выдававшееся в подмогу начинающим «олимпийцам», было самой заметной инновацией первой части, и не только визуально. Теперь с течением времени морда лица питомца будет приобретать черты, характерные для его нрава. Кроме того, изменяемыми величинами станут шерстистость и упитанность, так что теоретически можно вырастить самого настоящего «белого и пушистого» зверька. В списке обещаний замечен также невероятно продвинутый AI Существ, хотя и в оригинале он был достаточно хорош. Усилены внешние эффекты - земля вокруг доброго животного покрывается цветами, вокруг злого - обугливается и чернеет. Любители норнов утирают слезы восторга. Добровольная народная дружина Третье звено в иерархии B&W - народ. В первой части он, прямо скажем, не впечатлял. Вид селян, сидящих там и сям в падмасане и отрешенных от всего сущего, не вызывал особого желания руководить этой бандой хиппи. Но теперь все изменится. Мы идем на войну, банзай! «Какая, к черту, война?!» - возмутятся добрые боги. Поясняем: на войну отправляются злые, а миролюбивые выбирают оборонительную тактику. К тому же утомительный микроменеджмент наконец-то сведен к минимуму, и мы теперь действительно царь и бог, а не завхоз и председатель колхоза в одном лице. Источником боевых действий стала… наша собственная политика в предыдущей части. Простые аборигены интерпретировали божественные откровения по-разному, и со временем теологические споры переросли в настоящие вооруженные конфликты. А все потому, что не надо было исповедовать наполеоновский принцип писать директивы коротко и неясно! Война, как известно, двигатель прогресса. Пасторальные деревеньки ушли в прошлое, на их месте вырастают настоящие города. Каждый населенный пункт защищен высокими крепостными стенами и сторожевыми башнями, через которые не перешагнет даже самый откормленный тамагочи. Кстати, о тамагочи. Люди поумнели настолько, что больше не хотят быть ценным диетическим блюдом для нашего Существа. Они вполне способны собраться в боевой отряд и дать отпор несчастной голодной зверюшке. Однако в трудные времена Существа и люди воюют вместе, причем Существо может как управлять армией, так и осуществлять ее передислокацию, транспортируя воинские части в нужное место. Общая же численность войска доходит до нескольких тысяч бойцов. Как и прежде, нам предстоит основать новые поселения на других землях. Морские сражения с чужими подданными, разумеется, неизбежны. Судя по всему, их будет достаточно много - отныне в любой миссии можно возвращаться на уже освоенные территории. Листья желтые над городом кружатся Облик B&W 2 обещает быть таким, что конфигурацию компьютера, который «потянет» игру, вполне можно назвать божественной. Судите сами. Реалистичная вода, в которой тонет все, что должно тонуть, и растворяется все, что растворимо. Смена погоды, времени суток и даже времен года. Последнее - со всеми сопутствующими деталями, например, желтеющими и опадающими листьями. Трава, в которой видна каждая травинка, и мех Существ, где, соответственно, просматриваются отдельные шерстинки. Добавляем 46 магических заклинаний, реализованных на принципиально новом движке, и копим деньги на апгрейд. Утешением для владельцев скромных машин послужит мысль, что они больше других походят на богов, сидя на заоблачной высоте и избегая таким образом повышенной детализации объектов. Разработчики учли просьбу игроков расширить их полномочия и в качестве вспомогательного инструментария собираются сотворить восемь так называемых «эпических чудес». Например, одним из таких чудес является сирена, заставляющая всех туземцев, находящихся поблизости, бежать к ней со всех ног. Что интересно, фокус работает, даже если упомянутые туземцы в это время увлеченно дерутся. Вполне логичный ход - показать сирену врагу и взять его, млеющего от восторга, в окружение. Полководческий гений при этом не потребуется, но зато гарантируется веселье в мультиплеере. * * * Каковы шансы Black & White 2 оказаться интересной и увлекательной, сейчас сказать сложно. Степень ожидания каждый для себя определит сам, а я только замечу, что, по словам Питера Молинье, в серии уже запланировано пять игр. Заключительная будет относиться к современному миру или даже к будущему. Доживем до Годзиллы?